Композитор, педагог, исследователь, куратор, продюсер. Член Союза композиторов России, член союза Московских композиторов, член «Творческого союза художников России» (ТСХР), директор и художественный руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории (ЦЭАМ/CEAM), преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композиции у В. Г. Агафонникова и И. Л. Кефалиди и аспирантуру Московской консерватории под руководством В. В. Задерацкого. Основатель и художественный руководитель (совместно с Александром Хубеевым) ежегодного мультимедийного фестиваля «Биомеханика».
«Композитор года» (2018, 2021) по версии международного журнала «Музыкальное обозрение». Победитель всероссийских и международных конкурсов, среди которых: Московская Арт Премия (2021); Международный конкурс композиторов им. А. Дворжака (Прага, Чехия) (2010); Международный конкурс композиторов им. Вл. Золотарёва (2008, Нью-Йорк, США); II Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. Д.Д. Шостаковича (2008, Санкт-Петербург); Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. А.Г. Шнитке (2007) и др.
Среди работ 2022 г.: Инсталляция к открытию года Скрябина. «Скрябин.VOICE» (Зал Зарядье), Мультимедийный фестиваль «Биомеханика» (Рахманиновский Зал Московской государственной консерватории им. Чайковского), Перформанс «Вавилонская башня» («Архстояние», Николо-Ленивец, Калужская область), Премьера мультимедийной оперы Curiosity (Электротеатр «Станиславский»), Победитель конкурса «Партитура» с симфоническим произведением «Кружева» (Большой зал Московской государственная консерватория им. Чайковского), Премьера спектакля «Покров» (Никитинский театр. г. Воронеж, реж. А. Прикотенко), Инсталляция «Биомеханика. Recycle sound» (галерея-мастерская ГРАУНД Солянка), Премьера мультимедийной оперы «Аскет. Страсти по Андрею» (Театр «Практика»), Премьера спектакля «Остановка» (театр «Старый дом» г. Новосибирск, реж. Ю. Квятковский)
Автор камерных, симфонический, электроакустических и мультимедийных композиций и трех балетов, в том числе «О чём молчат камни» и «Свет погасшей звезды» (хореография Р. Абушахманова); мультимедийной оперы Curiosity, мультимедийного действа «Мистерии Высокого Давления» (реж. Ю. Кватковский), oперы — мистерии «Аскет. Страсти по Андрею»; автор музыки для театра и кино.
Музыка Попова звучала под управлением дирижеров: И. Дронова, Д. Волосникова, С. Скрипки, В. Полянского, В. Урюпина, Д. Лисса, Ф. Кадена, Д. Васильева; в интерпретации солистов: В. Песин, Д. Щелкин, П. Гловатских, И. Сопова, Е. Корженевич, Ю. Мигунова, В. Черных, С. Чирков, В. Пеунов, М. Балашова, Э. Фил; ансамблей: «Московский ансамбль современной музыки», «Студия Новой Музыки», «Ансамбль ударных Марка Пекарского», «Гам-ансамбль», Opus Post, Open sound orchestra, струнный квартет Cantando, Opus posth, aнсамбль «Комонь», Alter Ego (Италия), EX NOVA (Италия) и др. Попов — неоднократный участник мастер-классов таких композиторов, как Франк Бедросян, Иван Феделе, Марк Андре, Марко Чечилиани, Рафаэль Сендо, Франческо Филидеи, Филип Леру, Мишель Фургон, Войцех Видлак, Ален Госсен, Родион Щедрин, Борис Тищенко, Сергей Слонимский, и др. Сочинения Николая Попова исполнялись в городах России, Украины, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, Польше, США, Чехии, Швейцарии; на таких признанных площадках как Венецианская Биеннале, Дягилевский фестиваль, reMusik, «Московская осень», «Московский форум», «Другое пространство», «Ударные дни Марка Пекарского», «Экспозиция XXI», Opus 52, «Европа-Азия», Фестиваль новой музыки Миланской консерватории, Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева, фестиваль электроакустической музыки EMUfest и др. В своей работе тесно сотрудничает с видеохудожниками, среди которых: Эндрю Квинн (Италия), Тодор Пожарев (Сербия), Ян Калнберзин, Евгений Афонин, Алена Скорнякова, Ирина Матинян (Россия) и др.